Путешествия по родным просторам и дальним странам

Путешествия по родным просторам и дальним странам

Навигация

Система управления

Путешествие по Камчатке

            Путешествие  по Камчатка

           Путешествие по Камчатке предложил наш постоянный компаньон по семейным кавказским походам, работающий преподавателем в Ростовском артиллерийском училище. Для проведения путешествия  в столь отдаленном районе  ключевой проблемой, как нам тогда казалось,  являются финансы. В 1991 году  билет на самолет  до Петропавловска стоил 365 рублей, что составляло мою месячную зарплату вместе с квартальной премией. Но нужно было еще вернуться назад. Хорошо военным, которым государство оплачивало 1 раз в год проезд на отдых в два конца в любую точку  СССР. А  где взять средства  работнику РГУ? Благо вовремя подвернулась левая работа  через кооператив, по которой удалось  договориться о дополнительной оплате двумя командировками  в Петропавловск-Камчатский, включая авиаперелет.  

         Решив финансовые вопросы можно планировать путешествие и  подбирать участников. Костяк группы состоял из 5 человек,  - все туристы со стажем, имеющие в активе походы 2-5 категории сложности по Кавказу, Тянь-Шаню, Якутии, приполярному Уралу. Руководить путешествием доверили мне. 

        Камчатка - край вулканов, гейзеров и  горячих источников, - и нам хотелось увидеть все. Но путевой информации по Камчатке практически никакой не было: ни книжек, ни толковых карт, ни описаний. Это объяснялось тем, что Камчатка – удаленный, редко посещаемый регион, к тому же является пограничной зоной и  имеет много режимных объектов. Информацию приходилось добывать по каплям в беседах с бывалыми туристами и используя их схемы.

 

  

 

          В результате были выбраны основной и запасной маршруты путешествия. Основной вариант строился по кольцевой схеме из поселка Жупаново, куда мы предполагали добраться из Петропавловска на теплоходе, и проходил через долину гейзеров, кальдеру Узона, вулкан Крашенинникова, озеро Кроноцкое с возвращением в поселок Жупаово по речке  Шумной.  Запасной вариант строился из поселка Паратунка через перевал Вилючинский, вулканы Мутновский и Горелый и далее перевалы Карымчик и Халзан до поселка Начики. Длинна пешеходной части  похода  планировалась  260-275 км, продолжительность  20 дней. Маршрут соответствовал 3-ей пешеходной категории сложности.  Оптимальное  время для путешествий по Камчатке – август, т. к. в июле - дождливо, а в сентябре – холодно. 

Оставалось оформить документы в маршрутно-квалификационной комиссии, получить разрешение на посещение погранзоны в УКГБ по Ростовской области и приобрести билеты на самолет до Петропавловска и назад. Первые две задачи решились легко, а с билетами пришлось повозиться. 

Приобретение билетов поручили одному из планируемых участников группы - сотруднику КГБ, который имел доступ к авиакассе при своем ведомстве. Уже  в начале июля, за  30 дней до вылета, мы передали ему наши паспорта и деньги и ежедневно интересовались результатом. Но каждый день  получали ответ – билетов нет!  Когда  8  июля он нам сообщил, что имеется только 3 билета до Хабаровска, я понял, это  не жизненный вариант, и надо искать другие пути. Нашел знакомого,  у которого соседка работала в кассах Аэрофлота, но его ответ был неутешительным: «Сами не можем достать себе билеты на самолет в Адлер!»  

Неужели это конец!? Неужели все усилия были потрачены зря!? Если даже могущественные органы и соседские связи не помогли, куда уж нам простым смертным? В отчаянии иду сам в обычную авиакассу, становлюсь в длиннющую очередь  с робкой надеждой добраться по заветного окошечка до перерыва, не имея при себе ни денег, ни документов.  

 На удивление удается! Спрашиваю у кассира  5 билетов до Петропавловска-Камчатского. Поклацав клавишами компьютера, кассир вскоре отвечает: «Есть из Домодедово  на 7 августа». Какая удача! Я наглею:  «А нет ли билетов из Минвод на 3-4 число?» Опять стучат клавиши, и слышу ответ: «На 4-е августа из Минвод есть 5 билетов». Фантастика! Я прошу зарезервировать эти билеты  до 16 часов, пока появятся документы и деньги. Кассир соглашается. Проблема решена! 

Я столь много пишу о билетах потому, что в любом путешествии обеспечение проезда группы  к месту старта является неотъемлемой  составляющей успеха  мероприятия в целом. Приведенный эпизод поучителен тем, что задача  часто решается не с помощью знакомств или властных покровителей, а  за счет личного упорства и настойчивости. 

Следующая  проблема,  которую пришлось решать - это обеспечение провоза спирта в самолете. Опытные туристы всегда берут с собой спирт,  который используется в медицинских целях  и как универсальная валюта. В глухих местах многие  проблемы гораздо лучше решаются с помощью спирта, чем  с помощью рублей или даже долларов. Главное преимущество спирта по сравнению с водкой в том, что  в спирте больше градусов на единицу веса. А экономить вес в походах приходится на всем. 

Бывалые туристы знают десятки ухищрений, как можно провести спирт в самолете. Конечно, запечатанные  трехлитровые  баллоны  с этикеткой «Березовый сок» уже давно не проходят. На контроле в аэропорту сидят тоже не дураки. Если даже  спирт закрасить под вишневый компот и насыпать на дно гость ягод – это тоже старо! Подлинным шедевром изворотливости является закатывание спирта в 350-граммовые консервные банки в заводских условиях. Это уж наверняка! Помнится, именно этим методом пользовались наши альпинисты в 1982 году, когда  летели в Катманду штурмовать Эверест. А потом после каждого удачного восхождения  хором кричали  известный клич хоккейных болельщиков: «Шай-бу! Шай-бу!», - намекая руководителю экспедиции, что есть повод  выставить на стол консервную банку с желанной жидкостью. 

Наши возможности скромнее. Поэтому, мы подкрасили спирт чаем, разлили по коньячным бутылкам и запечатали  заводской пробкой с помощью нехитрого приспособления. Алкоголь в заводской упаковке  провозить можно. Наша хитрость удалась. 

Итак, все готово и мы вылетаем. Когда летишь на самолете на Камчатку, поражаешься огромными размерами нашей страны и тем, насколько малую ее часть мы до сих пор знали. Когда я ездил в командировки в Тюмень, я  представлял, что это очень далеко от Ростова-на-Дону. Сибирь!

Но до Тюмени всего 2,5 часа полета и разница во времени 2 часа. А до Петропавловска целых 11 часов полета и 9 часовых поясов. По сравнению с Петропавловском-Камчатским Тюмень представляется как пригород Ростова, вроде Батайска или Таганрога! 

После промежуточной посадки в Хабаровске летели в сплошных облаках. Когда самолет начал снижаться,  облака рассеялись, и  в иллюминаторах  показалась Авачинская бухта, окруженная сопками вулканов, а потом -  взлетно-посадочная полоса аэропорта Елизово. Слева и справа от полосы виднелись бетонные отводы, ведущие  к  подземным ангарам   истребителей-перехватчиков. Видимо взлетно-посадочная полоса одновременно используется для военных и гражданских целей.

 

Петропавловск - Камчатский         Вулкан Мутновский       Речка Асача   

 

 

                 Горячие источники Ходутка       Золотой прииск и вулкан Горелый         

 

                         Туризм на Камчатке сегодня