Путешествия по родным просторам и дальним странам

Путешествия по родным просторам и дальним странам

Навигация

Система управления

Кхаджурахо – храмы Любви

          Кхаджурахо – храмы Любви

         Храмовый ансамбль Кхаджурахо в штате Мадхья-Прадеш - второй по популярности после Тадж-Махала памятник Индии. Правители династии Чандела создали этот огромный ансамбль в 950—1050 годах. Первоначально здесь насчитывалось 85 храмов, сейчас  их осталось 22.

        Заброшенные много столетий назад и  заросшие  джунглями, эти храмы были обнаружены лишь несколько десятилетий назад. За многие годы под действием воды и ветра  древние постройки во многом утратили свое былое великолепие. Здесь до сих пор ведутся реставрационные работы.

 

       Храмы Кхаджурахо таят много загадок. Неизвестны в точности обстоятельства и цели их постройки.   Как бы то ни было, но храмы Кхаджурахо стали настоящим гимном земным желаниям, удовлетворяемым самыми разнообразными и прихотливыми способами.

        Стены храмов покрыты тысячами превосходных каменных рельефов. Многие из них  посвященных эротической теме. Считается, что именно изображения на храмах Кхаджурахо вдохновляли составителей Камасутры,   Хотя эти храмы получили всемирную известность, прежде всего,  из-за их эротических барильрельефов, они являются ценнейшим памятником культуры и истории средневековой Индии. 

    

        Храмы Кнаджурахо во многих отношениях уникальны. По гармонии и красоте они не имеют себе равных и представляют собой лучшие образцы стиля храмовой архитектуры Центральной Индии. Комплекс часто посещается туристами, несмотря на труднодоступность.  Храмы Кхаджурахо являются  объектом  Всемирного наследия ЮНЕСКО.  

 

        Говоря о труднодоступности Кхаджурахо, нужно упомянуть следующее. Железнодорожного сообщения с Кхаджурахо нет. Здесь имеется аэропорт, но самолеты летают только из Варанаси. Поэтому из Дели сюда можно добраться только с пересадкой. Для  нашего маршрута приемлемыми остаются только автомобильные  дороги, о которых следует рассказать подробнее.

        Естественно, автодороги в Индии хуже, чем  в Австралии, Бразилии и даже России. При выезде из Дели мы видим по 4 полосы в каждом направлении. Однако  на многих участках идет реконструкция  дорог, поэтому  мы не раз оказывались в пробках. Хайвэи между Дели, Джайпуром, Агрой,  -  это обычные асфальтированные дороги с одной полосой, редко двумя полосами  в каждом направлении.  Дороги в основном платные. На пунктах оплаты наш водитель обычно давал 100 рупий (2$) и получал небольшую сдачу.

        Хуже обстоит ситуация на  отрезках  Агра – Кхаджурахо – Варанаси. Здесь ширина дороги не более 5 м. Поэтому водители едут обычно по осевой и лишь при встречном авто слегка  уходят влево, чтоб разъехаться,  цепляя обочину.  Особенно остро это воспринимается ночью. Кажется, что авто с включенными фарами идут в лобовую! Но каждый раз умудряются увильнуть и разъехаться в последний момент.  Во многих местах ведутся работы по реконструкции и расширению авто дорог. В результат приходится   ехать по боковым проселкам.

         Хотя наша экскурсия проходила в ранние утренние часы, с утра было жарко. Водитель посмеивался над нами, говоря, что сегодня прохладно, всего 42 градуса по Цельсию. Вчера было 47 градусов. Поскольку  в Индии в Храмы принято заходить  без обуви, нам приходилось разуваться  перед последней лестницей, ведущей к входу в Храм. Идя босиком по горячим ступениям, мы чувствовали  себя как на раскаленной сковороде.

   

          Архитектура Кхаджурахо очень отличается от других индийских храмов того же периода. Каждый храм стоит на высокой каменной платформе, по углам которой, как правило, высятся меньшие по размеру святилища. Таким образом, зрительно создается картина горной цепи, призванная напоминать о вершинах Гималаев. Платформы окружены балюстрадами, украшенными многочисленными рельефами, изображающими эротические сцены, сцены из повседневной жизни, войны, ритуальные процессии.

 

         Планировка большинства   храмов, сооруженных из гранита и песчаника, является  классическим примером   по традиционной индуистской храмовой архитектуре. Главные элементы  -  это вход, вестибюль и   центральный зал, где высится изваяние божества. В некоторых больших храмах устроен еще дополнительный зал   с боковыми нишами. Своды опираются на колонны. В декоративном убранстве   внутренних стен святилищ, преобладает мотив цветка лотоса. Каждый храм, как правило,  имеет только один вход   с востока.

        Стены, окна, колонны и даже потолки храмов покрыты выразительными  рельефами с изображениями мифологических и исторических сцен, в  которых  показаны бытовые и батальные сцены.  В некоторых барельефах явно преобладают образы женщин. Многие из них имеют вполне невинное содержание - они изображают женщину во всех ее настроениях и   жизненных ситуациях  - причесывающейся,   пишущей письмо, танцующей, играющей с ребенком.  

   

       Другой доминирующей темой является плотская любовь. Корни этих сюжетов уходят в догматы индуизма, который рассматривает сексуальную любовь как форму передачи энергии. Еще одна группа скульптур и рельефов изображает повседневную жизнь и занятия жителей средневековой Индии - сельскохозяйственные работы, ловлю рыбы, битвы и т.д. Сюда же относятся многочисленные изображения реальных и мифических животных. Залы святилищ украшают образы индуистских  богов  Брахмы, Шивы, Сурьи, Вишну и других.

 

            Храмы Кхаджурахо образуют три удаленные  друг от друга группы. В западной группе находятся наиболее известные и типичные для Каджурахо постройки. Кандарья Махадева (1000 г.), самый большой и знаменитый из всех храмов Каджурахо, достигает в высоту 81 м и посвящен Шиве.  Вход в храм венчает изящно украшенная арка с многочисленными изображениями небесных существ.

          Рядом  расположен храм Матангешвара, единственный во всем комплексе, где в наши дни совершаются богослужения.  Храм Лакшмани - самый красивый из западной группы храмов. К сожалению, он в наибольшей степени пострадал от действия времени, и реставраторы приложили немало усилий, чтобы восстановить его во всем его величии. Храм Деви  Джагдамба известен наибольшим количеством  эротических скульптур. Его стены украшают рельефы,  изображающие пары, занимающиеся любовью.

          Фасады храма Вишванатхи, где хранится огромное изваяние трехликого Брахмы, украшают каменные фигуры львов и слонов. Он, как и стоящий рядом храм Нанди с двухметровым изваянием священного быка, посвящен браку Шивы с Парвати.

            Восточная группа состоит из джайнских и индуистских храмов. Прекрасные скульптуры и рельефы, украшающие северный фасад джайнского храма Парсанатхи, выделяют это сооружение среди других храмов.   Но здесь нет эротических мотивов.

 

        Заслуживает внимания также храм трех религий, где  на единой крыше  установлены купола  индуистского, мусульманского и христианского храмов.

   

      Южная группа храмов находится на расстоянии пяти километров от центра Каджурахо и состоит из двух индуистских храмов, славящихся  огромным, искусно высеченным из камня изваянием бога Вишну.

         Храмы Каджурахо, поражающие своим архитектурным и скульптурным богатством. Они  представляют собой настоящую галерею   бесценных произведений  архитектуры  средневековой Индии.  Эти храмы служат естественной декорацией для проводящегося ежегодно в феврале - марте фестивале индийского танца, в котором принимают участие ведущие исполнители классических стилей.  

           После осмотра Храмов Любви  едем в Священный город Варанаси на реке Ганг.