Путешествия по родным просторам и дальним странам

Путешествия по родным просторам и дальним странам

Навигация

Система управления

Дорога в Грузию

                 Дорога в Грузию

       Автомобильная дорога из Ростова-на-Дону в Тбилиси на протяжении 730 км проходит по территории России и около 180 км по территории Грузии, включая заснеженный зимой перевал Крестовый высотой 2386 м через Главный Кавказский хребет.

        Вначале из Ростова-на-Дону мы едем по трассе М4 с 2 полосами в каждом направлении до Павловской, затем М4 уходит вправо на Краснодар, а мы двигаемся прямо на Невинномысск и Минводы по трассе А29. До Кропоткина дорога отвратительная,  - по 1 полосе в каждую сторону, полотно разбито, видно, что давно не латалось. Територия относится к Краснодарскому краю и чувствуется, что местные власти не заинтересованы в комфорте отдыхающих, едущих в конкурирующие курорты Кавминвод. После границы со Ставропольским краем дорога приобретает цивилизованный вид – по 2 полосы в каждом направлении, ухоженное полотно и так продолжается до Пятигорска.

         Поскольку из Ростова-на-Дону мы выехали 01.01.13 около 13-30, то в Пятигорске сделали остановку с ночевкой. Цены в отелях - грабительские. В Бештау запросили по 4200 за номер. Нашли отель попроще - 1900 рублей в ночь, включая скудный завтрак. Выехали с рассветом около 8-30 утра. Дальнейшая трасса имеет, как правило,  3 полосы с попеременной сменой дорожек для обгона и многочисленные развязки при ответвлении дорог. Справа видим  горный массив Бештау и красавец Эльбрус, доминирующий над окружающими его холмами и далее весь Кавказский горный массив.

 

       В Кабардино-Балкарии на постах ГАИ видим усиленные наряды спецназа, видимо, для противодействия незаконным бандам. Минуя Нальчик по объездной дороге, к 12 часам добираемся до Владикавказа. Заправляем бензобак до полного и берем курс на Верхний Ларс. Здесь начинается знаменитая Военно-Грузинская дорога.  

   

        Военно-Грузинская дорога - историческое название дороги через Главный Кавказский хребет, соединяющей города Владикавказ в Северной Осетии и Тбилиси в Грузии. Дорога длинной 208 км  поднимается по долине реки Терек, пересекает Скалистый хребет по Дарьяльскому ущелью, затем поднимается к Крестовому перевалу по ущелью реки Байдарка.  С перевала дорога спускается в долину реки  Арагви, затем  по правому берегу  реки Кура подходит к Тбилиси

        Военно-Грузинская  дорога следует древнему историческому пути, соединявшему Северный Кавказ и Закавказье через Дарьяльское ущелье. Начало строительства русскими войсками Военно-Грузинской дороги было связано с подписанием в 1783 году Георгиевского трактата о протекторате России над Грузией. В это же время была основана русская крепость Владикавказ. Постоянное сообщение по дороге было открыто в 1799 году. После присоединения Грузии к России в 1801 году началось строительство новой, улучшенной Военно-Грузинской дороги. 

         Военно-Грузинская дорога сыграла большую роль в развитии экономических связей между Россией и Закавказьем. В разные годы по ней проезжали знаменитые русские писатели и поэты: Александр Грибоедов, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Владимир Маяковский.

           Достопримечательностями Военно-Грузинской дороги являются:

          - Гора Казбек, 5033 м - одна из высочайших вершин Кавказа;

          - «Ермоловский камень» -  гигантский гранитный валун в пойме Терека неподалёку от селения Верхний Ларс.  Этот камень был  принесён  с гор во время ледниковых обвалов  с Казбека.

            - Троицкая церковь в Гергети у подножия Казбека.

           - Дарьяльское укрепление, построенное в 1804 в Дарьяльском ущелье для охраны дороги.

            -  Замок Тамары - развалины старой башни на противоположном  берегу Терека.

            - Средневековые сигнально-сторожевые башни.

            - Сионская роща — зелёный оазис среди снежных вершин Кавказа.

            - Крестовый перевал — высшая точка Военно-Грузинской дороги, самый удобный проход в центральной части Главного Кавказского хребта.

           -  Гудаури - самое высокогорное на Военно-Грузинской дороге селение.

          - Гудаурская пропасть  - здесь  дорога по извилистому Земомлетскому спуску довольно круто  на 1000 м спускается в ущелье реки Арагви.

           - Замковый ансамбль позднефеодальной эпохи - крепость 16-17 в селении Ананури.

          Контрольно-пропускные пункты на российско-грузинской границе - Верхний Ларс  (Россия) и Дариали (Грузия), который  до 2008 года назывался Казбеги.                 .

          До российского погранично – таможенного пункта, расположенного выше поселка Верхний Ларс добрались без проблем. Формальные процедуры, включая очередь из 3-х машин, заняли не более 15 минут. Далее около 1 км нейтральной полосы с 2-мя тоннелями и совершенно убитой,  бесхозной дорогой и мы въезжаем на погранично – таможенный пункт Грузии. Здесь работают по европейским стандартам. Паспортный контроль проходит без выхода из машины и очереди нет совсем. Вся процедура занимает минуты, включая  обмен любезностями с молоденькой девушкой  контролером,  и рассказ о наших планах. Так же быстро проходит и таможенный контроль.

         Далее дорога идет вверх и вверх, все больше появляется снега, встречаются многочисленные тоннели и заградительные навесы от лавин и камнепадов.  В тоннелях чувствуешь себя весьма неуютно: освещения нет, асфальта и разметки тоже. Тоннель напоминаем просто дыру в скале. От пыли очень плохая видимость. Нет уверенности в габаритах. Чувство дискомфорта усиливается при появлении редких встречных машин и охватывает ужас при мысли, что здесь может появиться встречный грузовик. Тем не менее, по снежной дороге выезжаем на Крестовый перевал. Здесь стоит столбик с отметкой 2386 м, остатки каменных строений, металлические конструкции непонятного назначения.

     

        Вокруг белое безмолвие и колея расчищенной дороги. Среди горных отрогов пытаемся понять, где же находится великан пятитысячник Казбек. Не удается! Начинаем спуск. Проезжаем горнолыжный курорт Гудаури с подъемниками,  лыжными трассами и многочисленными отелями.

        Затем начинаем спуск в ущелье речки Арагви. Спуск состоит из 6 ярусов, вырубленных в лавовых породах, и представляет собой замечательный образец инженерного искусства середины 19 века. Этот участок был открыт для движения лишь в 1861 году.

        В долине речки Арагви мы видим многочисленные поселки с храмами и разрушенными оборонительными сооружениями.  У селения Ананури рядом с трассой мы видим   крепость 16-17 веков, на территории которой имеется Храм, сторожевая башня и другие культовые сооружения. Рядом находятся элегантный мост через речку и объемное водохранилище.

     

       Выехав в ущелье Куры мы попадаем на автобан с 2 полосами в каждом направлении, отвечающий требованиям автомагистрали, оборудованный дорожными знаками с переменной информацией по каждой полосе и ограничением скорости 110 км/час и к 19 часам  добираемся  до столицы Грузии Тбилиси.  

 

 Дорога в Грузию       Мцхета      Гори, Уплисцихе             Бакурианм - Гудаури  

 

Азербайджан                    Армения