Путешествия по родным просторам и дальним странам

Навигация

Система управления

Япония

Тбилиси - столица Грузии

Тбилиси - один из самых древних городов мира, уже в 4-3 тысячелетиях до нашей эры здесь жили люди. Вблизи города есть теплые источники, которые и дали название городу ("тбили" – теплый).  Тбилиси вытянулся узкой полосой в долине реки Куры и по прилегающим склонам гор и  наполнен неповторимым национальным колоритом.

Историческое ядро Тбилиси - Старый город, который находится   у подножия г. Мтацминда  и застроен 2-3-этажными каменными и кирпичными домами характерной "тбилисской архитектуры"  с галереями и резными деревянными балконами, нависающими над узкими улочками.

Практически все здания здесь представляют собой исторические или культурные памятники, именно они и сформировали образ знаменитого "грузинского дворика", многократно прославленный в литературных произведениях. Достопримечательностями старого Тбилиси являются:

-   остатки крепости Нарикала 4-8 веков, которая считается одним из самых древних фортификационных сооружений страны;

- церковь Св. Марии - старейшая в городе;

-  кафедральный Сионский собор во имя Успения Богоматери или просто Сиони  5-7 века - современная резиденция католикоса Грузии.  В нём хранится одна из главных святынь Грузии - крест Святой Нино.

- храм Св. Давида (19 в.) с пантеоном выдающихся государственных деятелей страны;

-  знаменитые тбилисские серные бани;

- храм Метехи (1278-1289 гг.) с расположенным неподалеку памятником основателю Тбилиси Вахтангу Горгасалу;

- церкви Кашвети (1910 г.), Св. Георгия (1710 г.), Бетлеми (16 в.) и Норашен (1793 г.), дворец царицы Дареджан Сачино (1776 г.), руины храма в Атешги, Дом Оперы Палиашвили (1851 г.) и множество других интересных объектов.

Настоящими символами города являются проспект Шота Руставели и гора Мтацминда, на которой расположен Парк культуры и отдыха.

По количеству культурных памятников и сооружений Тбилиси входит в число наиболее богатейших городов мира. Интересны Русский драматический театр им. Грибоедова (1845 г.), театр им. Руставели (1921 г.) в здании бывшего Артистического общества (1899 г.), театр им. Марджанишвили в здании бывшего Народного дома, Публичная библиотека (ранее - Государственный банк, 1912-1916 гг.), знаменитый Музей грузинского искусства с Золотым фондом, Театр марионеток в здании Грузинского дворянского земельного банка, бывший штаб Кавказской армии (1824 г.), гостиница Зубалашвили (нынче здесь размещен Музей искусств, 1835 г.), Дворец наместника (1869 г.), Музей народной архитектуры под открытым небом у Черепашьего озера, Тифлисский пассаж (1901-1902 гг.), Музей истории Грузии (1929 г.), Музей шелка, Музей грузинских евреев, "Старая галерея" на улице Ираклия II, Международный Художественный Центр на проспекте Рустави, Концертный зал филармонии (1978 г.).

Особый колорит городу придают памятники - Св. Нино, Шота Руставели (1942 г.), Давиду Гурамишвили (1965 г.), А. С. Грибоедову (1961 г.), Захарию Палиашвили (1972 г.), Нико Пиросмани (1975 г.), Мерабу Мамардашвили (2001 г.), бюст Акакия Церетели (1955 г.), а также монументы "300 арагвинских героев" и Картлис Деда ("Мать-Грузия"), скульптура "Солнцеликий" перед Дворцом спорта, скульптурная композиция Берикаоба ("Ряженые") перед Домом детского творчества и другие, созданные лучшими мастерами мира.

Прибыли мы в Тбилиси вечером 02.01.2013. В город входит широкое шоссе с 4-мя полосами в каждую сторону. Удивило то что, несмотря на белую табличку «Тбилиси», машины неслись мимо нас со скоростью 90 – 100 км/час. Увидев первый отель, мы остановились для поиска ночлега. К нам подошел мужчина, представился хозяином отеля и спросил, что нас интересует. Я ответил ему, что нам нужен недорогой отель, желательно ближе к историческим местам Тбилиси. При этом я сообщил, что у нас есть рубли и доллары, но нет лари – грузинских денег.

Он ответил, что в этом отеле можно снять номер на двоих со всеми удобствами за 70 лари за ночь, что соответствовало 1400 рублей РФ. Однако, у него есть другой отель, расположенный ближе к центру города, где можно снять аналогичный номер по той же цене, и он готов нас туда сопроводить. Рубли и доллары к оплате не принимаются, однако, по пути есть обменный пункт валюты, работающий  допоздна или круглосуточно, где можно и доллары и рубли обменять на лари. Нас это вполне устроило, и мы поехали за его машиной.

Вскоре мы добрались до пункта обмена валюты, который находится на противоположной стороне въездной дороги. Ориентиром для разворота является небольшая площадь с одним из грузинских царей на коне и круговым движением вокруг  него.  Вернувшись на 200 м назад, мы действительно нашли обменный пункт валюты, где обменяли 5000 рублей на 250 лари. Таким образом мы поняли обменный курс лари к рублю, как 20 к 1.

Вернувшись на въездную дорогу в Тбилиси и двигаясь за машиной хозяина, мы подъехали к другому отелю, расположенному в переулках в 200 м от основной дороги. Отель представлял собой 2-х этажный корпус с 9-ю боксами. На 1-ом этаже каждого бокса располагался просторный гараж для авто и лестница наверх, а на 2-ом  - теплая  комната со всеми удобствами. Хозяева отеля нам предоставили визитку отеля с телефонами и схемой проезда, однако, карты Тбилиси у них не оказалось.

Если сопровождавший нас грузин был хозяином отелей, то очевидно, что он был заинтересован в наполнении прежде всего этого отеля, т.к. первый отель у дороги, скорее всего, наполнялся автоматически.

Утром  доехали до въездной дороги  и направились к центру Тбилиси. Вскоре выехали на набережную Куры, с которой открывались живописные виды на город по правому берегу речки. Однако, стоянок или карманов для остановки , чтобы сделать фото по пути не попадалось. Тогда я въехал на заправку слева, хотя бак был почти полный, и спросил у ребят, где можно оставить авто? Они любезно разрешили проехать через заправку и показали боковую улочку с автомобилями, стоящими вдоль дороги. Здесь мы припарковались и пошли дальше пешком. Заправка у Куры была хорошим ориентиром для того, чтобы потом найти нашу машину в незнакомом городе.

Остановились мы очень удачно. На правом берегу Куры находился старый город – исторический центр Тбилиси  с воспетой в песнях крепостью Нарикала. У подножия крепости находились знаменитые тбилисские серные бани.

Чуть выше по реке выделялось оригинальное здания с крышей в виде полудюжины зонтиков – министерство юстиции Грузии, где регистрировали все сделки с движимым и недвижимым имуществом. Через Куру здесь установлены несколько мостов, в том числе и весьма элегантный пешеходный мост.

В 100 м от заправки начиналась обширная площадь, на которой находился строящийся экстравагантный бизнес центр в виде 2-х лежащих под углом огромных труб. Здесь же находилась станция подвесной канатной дороги, ведущей к крепости.

Далее у моста находится  храм Метехи, а перед ним конная статуя царю Вахтангу Горгасалу  - основателю Тбилиси.  В скромном парке установлен памятник А.С. Пушкину,  который бывал в Тбилиси.

Здесь же вверх поднимается дорога, которая вскоре выводила к резиденции президента Грузии. Вдоль дороги через каждые 50 м дежурят  полицейские.  Интересно, что в 3-х десятках метров от резиденции  в старых хибарах на балконах, выходящих на улицу, сушатся простыни и прочие вещи.

В 200 м выше резиденции находился главный кафедральный  собор Тбилиси с обширным подворьем. Храм находится на холме и виден из всех  районов города. К Храму ведет просторная лестница, аллея украшена туями, отдельно стоят колокольня и часовня. Вокруг Храма парк.

Спустившись к Куре, с помощью канатной дороги поднимаемся к крепости Нарикала. Отсюда эффектно смотрится парящая над Тбилиси статуя Святой Нино.

Спускаясь слева по лестнице, и  двигаясь вдоль стены, подходим к  воротам  крепости. Отсюда  очень красиво смотрятся  скалистый левый берег Куры и серные бани  у подножия крепости. В крепости сохранились фрагменты стены и башен, Храм, колокола, сторожевые башни. Поднимаемся на верхнюю башню. Отсюда  весь город как на ладони.

От ворот крепости спускаемся в старый город и двигаемся в сторону площади Свободы на проспекте Шота Руставели. По дороге ищем кафе, чтобы пообедать. Оказалось, что 3 января все обеденные заведения  закрыты на новогодние каникулы. Пришлось  ограничиться  горячими лавашами.

Проспект Шота Руставели, о котором ходят легенды, не вызывает особого восторга. Проспект самобытен, выделяются здания бывшего парламента,  Дворца творчества молодежи, храмы, памятники. Однако он не красивее, чем центральные улицы других крупных городов, в том числе Большая Садовая  в  Ростове-на-Дону.

Планируя  путешествие в Грузию, мы хотели увидеть спектакль в одном из театров Тбилиси. Однако, в драмтеатре Шота Руставели увидели все  афиши  на грузинском языке. И  язык спектакля – грузинский. В русском драмтеатре Александра Грибоедова – афиши и язык спектакля – русский. В репертуаре – Мастер и Маргарита, Английский детектив и другие спектакли. Однако в кассе нам сказали, что в дни зимних каникул идут спектакли в дневное время, исключительно для детей и сегодня – Двенадцать месяцев. Причем спектакль уже начался и идет 2-е отделение.

Вернулись к машине и поехали к выезду из города. На завтра  планировали Мцхету – первую столицу Грузии. Поскольку встречное движение авто в Тбилиси проходит по разным улицам, остановились на автобусной остановке  и спросили у парня грузина – правильно ли мы едем, чтобы выехать из Тбилиси. Он спросил – куда нам нужно? Я сказал, что завтра мы хотим попасть в Мцхету, а сегодня найти гостиницу на окраине Тбилиси. Он выразил готовность поехать с нами и показать хороший отель.

Полагая, что ему с нами по пути, мы согласились. И действительно, мы доехали с ним до отеля. Однако, мы удивились, когда прощаясь с нами, он сказал, что  вернется назад на маршрутке или такси. Мы поблагодарили его от всей души, а когда я добавил, что хотел бы сделать ему небольшой презент, то заметил на его лице недовольное выражение. Я пояснил, что хочу подарить ему свою книжку о путешествиях. На это он согласился.

Был и другой удивительный эпизод. Когда мы в магазине спросили продавщицу: есть у них Хванчкара? – подошел парень лет 30 и сказал, что хочет сделать нам подарок! Я спросил – по какому случаю? А он ответил, что мы гости его страны, и он хочет, чтобы у нас осталось хорошее впечатление о Грузии! Он взял бутылку вина, которую мы только что осматривали и оплатил ее в кассе, а кассир вручл ее нам! Мы лишь успели спросить его имя. Он ответил – Гоча!

Спасибо Гоча еще раз! Воистину, легенды о гостеприимстве грузин очень часто  становятся явью!

Повторно мы посетили  Тбилиси во время тура по Закавказью с посещением Армении и Азербайджана. Ранее  мы с Людмилой уже были в Тбилиси во время зимнего тура в Грузию полтора года назад. Сейчас с нами был сын Алексей. Нужно было ему показать этот самобытный замечательный город. Для нас с Людмилой элементом новизны в Тбилиси должны были стать знаменитые тбилисские сернистые бани, расположенные у подножия крепости Нарикала, которые и дали название городу. Ведь Тбилиси в переводе с грузинского означает теплый.

Все въезды в Тбилиси неизбежно приводят к магистралям, проходящим  по набережным речки Кура и пронизывающим город. Зимой мы въезжали в Тбилиси  с запада с Крестового перевала и  попали на левобережную набережную. Сейчас мы въехали с востока со стороны Азербайджана и оказались на правобережной набережной. Конечно, в центре Тбилиси имеется множество мостов через Куру, и переехать на другой берег не сложная задача.

На правом берегу имеется много парковок.   Оставляем машину  напротив приметного здания министерства юстиции Грузии, крыша которого напоминает  пол дюжины зонтиков. По ажурному пешеходному мостику  переходим на левый берег и поднимаемся вверх к кафедральному собору Грузинской столицы.

Из парка вокруг собора открывается великолепный вид на Тбилиси, в том числе крепость Нарикала, старый город, памятник святой Нино.

Спускаемся вниз мимо президентского дворца, памятника великому поэту  А.С. Пушкину, посещаем храм на скале  рядом с Курой.

Далее на канатке поднимаемся к крепости Нарикала, проходим к памятнику святой Нино, парящей над Тбилиси, осматриваем бастионы древней крепости и любуемся  сверху пейзажами Тбилиси, включая главный собор, президентский дворец и новостройки города. Очень эффектно смотрятся скальные берега  Куры с домишками, примостившимися на скалах и сверху напоминающими птичьи гнезда.

Через главные ворота крепости, спускаемся вниз. Проходим мимо группы иностранцев  и слышим на английском языке восхваления преобразованиям президента Грузии Михаила Саакашвили. Дождавшись паузы, говорю по-английски: «Саакащвили – плохой, А грузинский народ – the best!».  После короткой дискуссии уже на русском языке  с экскурсоводом, который хвалил преобразования Саакашвили, я понял, что он говорит то, что хотят от него слышать. А когда я сообщил, что для нас это уже второе посещение Грузии за последнее время и мы уже   сегодня выезжаем в Россию, он потерял к нам интерес.

Далее заходим в знаменитые тбилисские бани. Приемная бани оборудована весьма помпезно: дизайн помещения в восточном или венецианском стиле, колоны, статуэтки, кожаные кресла, инкрустированные столики. Здесь нам поясняют, что прием ванн осуществляется только в индивидуальных кабинах, общего зала нет. Стоимость самая бюджетная кабина стоит  40 лари ( 20$) в час со всех плюс по лари за простынь. Имеются кабинеты и по 60 лари и дороже. За отдельную плату можно заказать воду и пиво. Бюджетный вариант на 1 час нас вполне устроил.

Кабинет представляет собой 2 комнаты. Одна из них – раздевалка с туалетом, столом, диваном с стульями.

Вторая комната – собственно баня: бассейн размером примерно 1х1х1 м, заполненный горячей сернистой водой. Плюс душ с горячей и холодной водой. Плюс маленькая ванна с теплой водой и лежак, видимо, для массажа.

Оплаченного часа вполне хватило, чтобы попариться в горячем бассейне, затем охладиться под душем, посидеть на диване, выпив немного холодной воды для утоления жажды и повторить эти  процедуры 3-5 раз.

Далее Людмила хочет показать Алексею Мцхету, благо она находится по пути и рядом. Заезжаем. Кроме исторического собора, здесь имеется большой сувенирный рынок, а также ресторан, где можно перекусить перед дальней дорогой домой. Из Мцхеты очень эффектно смотрится на доминирующей горе  Храм монастыря Джвари

Далее наш путь лежит домой по живописной  Военно-грузинской дороге через Крестовый перевал в Главном кавказском хребте.

Дорога в Грузию       Мцхета      Гори, Уплисцихе             Бакурианм - Гудаури