Путешествия по родным просторам и дальним странам

Путешествия по родным просторам и дальним странам

Навигация

Система управления

Озеро Титикака

               Озеро Титикака   

        Титикака   — самое большое по запасам пресной воды горное озеро в мире, второе по площади поверхности озеро Южной Америки   (после озера Маракайбо),  высочайшее в мире судоходное озеро.   Название состоит из слов языка индейцев  кечуа: кака —  скала и тити — пума — священного животного племён кечуа. Название присвоено испанцами.

         Озеро расположено на границе Перу и Боливии  на плоскогорье Альтиплано в Андах. Площадь 8300 км², высота   3821 м -  сильно меняется в зависимости от сезона, средняя глубина 140—180 м, максимальная 304 м. Температура воды в середине озера практически неизменна и составляет 10—12 °C, но у берегов озеро нередко замерзает ночью.

 Файл dscf3736-e.jpg   Файл dscf3743.jpg

           В озеро впадает более 300 рек, стекающих с ледников, окружающих Альтиплано и вытекает река Десагуадеро, впадающая в бессточное озеро  на территории Боливии. Соленость воды около 0,1,%, поэтому Титикака считается пресноводным озером.

          В августе 2000 г. группа итальянских водолазов и археологов обнаружила на глубине 30 м под водой каменную террасу, предположительно являющуюся древней мостовой, стену длиной около 1 км и вытесанную из камня скульптуру в виде человеческой головы,   Предположительный возраст находок составляет 1500 лет. Согласно местным легендам, на дне озера находится город Ванаку.

         Крупнейший город на озере Титикака  — Пуно с населением около 100 тыс. человек. Пуно расположен на западном берегу в Перу. Вокруг озера и на островах находится множество поселений народов аймара и кечуа, часть населения живёт на плавучих тростниковых островах Урос (Uros).  

Файл:Lake Titicaca map.png

          Пуно является очень удобным транспортным узлом. Здесь находится конечная станция железной дороги Пуно – Куско. В бухте Пуно  находятся знаменитые тросниковые острова Урос. Отсюда  можно совершить  экскурсии в Боливию – ее столицу Ла-Пас и ее курорт на озере Титикака – Копакобану. В 40 км южнее Пуно в городке с лирическим названием Хуяка есть аэропорт.

          В Пуно мы приезжали дважды. Первый раз из Арекипы после посещения каньона Колка 03.03.2012. Вечерний Пуно встретило нас неприветливо: было холодно, шел дождь, тяжело  дышалось - чувствовалась высота. Здесь мы использовали все наши запасы теплых вещей и плащей от непогоды. Казалось – нет на Земле менее комфортного места, чем  Пуно  и озеро Титикака. Разместились в ближайшем от автовокзала отеле. Несмотря на то, что все  дома и отели здесь не имеют отопления, ночью было не холодно. Два одеяла и толстое покрывало  вполне удерживали тепло.

         На автовокзале  узнали, что есть прямые автобусы Пуно – Ла-Пас и решили завтра с утра ехать в боливийскую столицу. Была навязчивая идея принять участие в голосовании за нового президента России  в российском посольстве в Ла-Пасе.   Открепительные талоны у нас с собой были. До границы с Боливией из Пуно около 170 км. Доехали за 2 часа. Затем из автобусов всех высадили, и началась процедура перехода границы.

        Для того чтобы перейти границу, главное – попасть в поток, который тебя сам вынесет куда надо. Вначале нас выпустили с территории Перу, забрав вкладыши из загранпаспорта с отметкой о дате въезда на территорию Перу. Затем нужно было заполнить аналогичную бумажку для въезда на территорию Боливии. Пограничник, увидев наши российские паспорта, заявил, что мы должны заплатить по 50$ за оформление визы. Я ему транслирую информацию, сообщенную мне по телефону в российском  посольстве в Лиме, что имеется соглашения между посольствами двух стран о беспошлинном въезде граждан РФ на территорию Боливии. Он делает вид, что  не понимает. Пришлось заплатить ему 200$ за 4-х человек, чтобы получить необходимую отметку в паспорте и радоваться тому, что от нас не требуют фотографий, справки о прививках и маршруте следования.

         Итак,  мы на территории Боливии. Однако, наш автобус вместо того, чтобы везти нас в Ла-Пас  привозит  в Копакобану – боливийский курорт на озере Титикака. У Боливии нет выхода к морю или океану. Но есть выход к высокогорному озеру Титикака и желание иметь собственный курорт. Вот и сделали его на озере!  Город основан в 1574 году, он  считается самым большим рынком Боливии  и завоевал славу священного места для католиков всего мира.

Файл dscf3680.jpg  Файл dscf3679.jpg

           Инфраструктура Копакабаны развита на высшем уровне. Современные отели, уютные рестораны, благоустроенная набережная, в бухте множество моторных лодок и яхт.  Ежегодно в городе проводят красочный, шумный фестиваль, посвященный Богородице Фиеста де-Ля-Вирджин-Канделярия.  Для участия в нем  в город приезжают сотни паломников.

     Файл dscf3691.jpg  Файл dscf3702.jpg 

          Тысячи людей посещают здесь церковь  девы Марии 17 века, богато украшенную цветной мозаикой. Здесь установлена чудотворная статуя девы Мари,  золотая  корона  которой украшена 79 изумрудами и 44 бриллиантами. Эта гипсовая статуя высотой 1 м  одна из самых ценных в Америке. Однако в храме фото запрещено. Перед церковью священник благословляет паломников  и всех путников.    

Файл dscf3673.jpg   Файл dscf3672.jpg         

           После прогулок по Копакобане едем дальше. Дорога взбирается на высокий хребет, откуда открываются великолепные виды на озеро Титикака и окружающие его долины. Только здесь начинаешь ощущать огромные масштабы озера и его необыкновенную красоту. На озере имеются множество уютных бухт, островов и проливов. Вдоль берега множество причудливых скал и зеленых рощ. Над озером фантастическими узорами плывут облака.

Файл dscf3699.jpg  Файл dscf3720.jpg

Файл dscf3724.jpg  Файл dscf3726.jpg

Файл dscf3732.jpg   Файл dscf3734.jpg

    Файл dscf3740.jpg  Файл dscf3764.jpg

Файл dscf3738.jpg  Файл dscf3741.jpg 

         Затем дорога спускается к озеру и здесь нас ждет паромная переправа. Оказывается, что сухопутной дороги между Копакобаной и  Ла-Пасом по боливийской территории нет. Пассажиры  переправляются  через пролив на катерах, а автобусы и прочие авто на плотах с подвесным мотором. А  для отчаливания от пирса используются обычные шесты.

Файл dscf3757.jpg  Файл dscf3760.jpg

         После переправы до столицы Боливии остается еще около 60  км. Слева по ходу от дороги видим заснеженные пики шеститысячных вершин. До Ла-Пас добираемся к 6 часам вечера. История о том, что мы делали в Ла-Пасе на отдельной странице. Здесь же продолжим повествование об озере Титикака.

         Второй раз мы прибыли в Пуно из Ла-Паса. Остановились в гостинице вблизи железнодорожной станции. В наших планах было совершить экскурсию на плавающие острова Урос и ехать далее на поезде в Куско. В ресепшн гостиницы нам предложили 3-х часовую экскурсию на острова в 8 утра за 25 солей с человека. В программу был  включен  переезд от отеля до порта на автобусе, затем проезд на катере до островов, общение с островными племенами около 1,5 часов и возвращение назад в отель.

          Разместились на 2-х палубном  катере, рассчитанном примерно на 20 человек,  и пошли по бухте Пуно  к островам по каналу,  расчищенному от тростника. С небольшим интервалом от нас шли другие катера  с туристами конкурирующих компаний.  Удобно наблюдать окружающую панораму, поднявшись на верхнюю палубу катера.

Файл dscf3892.jpg  Файл dscf3862.jpg

         Это удивительное явление – жизнь на островах из тростника – возникло, видимо,  благодаря уникальным природным условиям в бухте Пуно: обширная бухта, закрытая от озера протяженными мысами, небольшая глубина и обилие растущего здесь тростника, который можно использовать как универсальный строительный материал и для изготовления лодок, и  жилища и самих островов. Интересно, что Тур Хейердал считал камышовую технологию изготовления плавсредств весьма надежной и на ее основе создал свой знаменитый плот Кон-Тики и переплыл на нем через океан.

         Первые признаки жизни мы обнаружили, увидев  поросят, разгуливающих по камышовому основанию. А вот и жилье аборигенов. Система островов напоминает наши садовые товарищества. Она разделена на отдельные подворья, площадью примерно 3-4 сотки, где живет одна семья. Между островами  имеются камышовые  мостики для прохода.

Файл dscf3865.jpg  Файл dscf3850.jpg

          На каждом  острове  с небольшими вариациями имеется 3-4 жилища размером с палатку,  просторная площадка с круговой лавкой из камыша, - видимо для сбора всей семьи, круглая юрта, - возможно, для общения с духами, вышка, - для обзора обстановки,  арка, - для обозначения  входа, тростниковая лодка, - для прогулок туристов, колодец – отверстие в камышовом основании – для забора воды, печь – для приготовления пищи.

Файл dscf3855.jpg  Файл dscf3849.jpg

          Правда у некоторых остров на заднем плане стоят деревянные лодки с подвесными моторами и солнечные батареи с телевизорами. Аборигены стремятся идти в ногу со временем, но не забывают традиции предков.

           Наконец  наш катер причаливает к одному из островов, видимо, по предварительной договоренности. Аборигены одеты в пестрые национальные одежды и радушно встречают гостей. Туристы приглашаются на большую лужайку, где собираются и все жители острова. 

  Файл dscf3869.jpg   Файл dscf3874.jpg

          Затем начинается осмотр жилищ и  всех уголков острова. Потом для туристов открывается минирынок, где выставляются коврики, расшитые под  национальную тематику. Гостям предлагается пожевать тростник, предварительно очищенный от внешней оболочки.

Файл dscf3878.jpg  Файл dscf3871.jpg

          Потом прогулка по озеру на тростниковой лодке,  где  гребцами выступают два молодых парня. Девочки поют для гостей свои песни. А потом ходят с шапкой по кругу среди благодарных слушателей. После прогулки ребята гребцы  тоже собирают дань по 10 солей с каждого за прогулку.

Файл dscf3885.jpg  Файл dscf3881.jpg 

          Далее всех туристов свозят на один остров, выполняющий гостевые функции. Здесь имеется ресторанчик и сувенирная лавка. Пока публика занята шопингом и чаепитием,   есть возможность искупаться в озере Титикака. Раздеваюсь, ныряю, - вода нормальная не менее 18оС. Плавается с удовольствием. Выползаю на камышовый остров с помощью швартовочного каната и снова ныряю и выбираюсь назад тем же способам.

          Возвращаемся в Пуно и собираемся ехать в Куско. Первоначально планировали ехать ночным поездом. Долго не могли найти железнодорожный вокзал, пока кто-то из местных не подвел нас к воротам и сказал - здесь. Подошли к охраннику, сообщили, что нужны билеты на поезд, хотим узнать их цену и расписание. Охранник ответил, что стоимость 220$. После этого нам ехать на поезде расхотелось.

         В ресепшн гостиницы нам предложили переезд в Куско на туристическом автобусе в течение 10 часов за 25$ с человека  с 5 остановками: 2 из них на питание и 3 на экскурсионные объекты. Но второстепенные  экскурсионные объекты нас не интересовали. Поэтому мы поехали на автовокзал и взяли билеты в Куско по 25 солей. Итак,  мы едем в столицу империи инков Куско.